«Приколы» Николая Васильевича Гоголя.

Помнится мне, что в течение очень долгого времени великого русско-украинского писателя Н.В. Гоголя пытались сумасшедшим выставить. А совершенно зря, потому как непонимание символизма авторского текста совершенно не означает отсутствие психического здоровья у этого самого автора. А символизм в текстах у Николая Васильевича действительно очень интересный, а главное – понятный народу того времени, его современникам. Потом народ изменился, пришли в литературу и жизнь иные образы и понятия, и смысловое понимание Гоголя во многом ушло. И стали его представлять в основном как автора страшных сказок, вроде «Вия» и «Страшной мести». А между тем, через сказку автор может передать читателю значительно больше информации, чем через обычное повествование. Ведь, как говорится, «сказка ложь, да в ней намёк», потому как в непонятных на первый взгляд образах порой очень интересные и поучительные вещи зашифрованы.

Впрочем, перейдём, что называется, от слов к делу, и разберём для примера одну из сказочных повестей Николая Васильевича. Повесть совсем не страшную, даже весёлую во многом – «Ночь перед Рождеством». Сюжет, думаю, известен многим – и художественные фильмы по этой повести есть, и музыкально-песенный фильм с артистами эстрады. Центральной фигурой сказки является кузнец Вакула, влюблённый в прекрасную Оксану. Ради её каприза он верхом на Чёрте слетал в стольный град Петербург, чтобы добыть «черевички, которые носит царица». Кроме того, Вакула – сын одной очень «гарной» женщины Солохи, которую многие местные ведьмой почитают. А ещё Вакула, кроме кузнечного дела, неплохо владеет кистью. Попросту говоря, он художник, и рисовать предпочитает на религиозные темы, потому как очень набожен. Ну а теперь поподробнее.

Во-первых, очень интересны в переводе со старорусского имена главного героя и его матери – «солоха» означает «русалка», а «вакула» - «лукавый, игривый дух, сущность». И гоголевская героиня вполне оправдывает своё имя – селяне совсем небезосновательно приписывают ей «ведьмацкие делишки». Впрочем, делишки эти, в отличие от дел панночки из «Вия», совсем не страшные, а больше походят на проказы – закричать петухом в образе свиньи, украсть шапку и т.д. Впрочем, у жителей Диканьки есть и другие причины считать Солоху ведьмой, но об этом чуть позже. Пока же остановимся подробно на образе её сына Вакулы. Он кузнец, способный выполнить любые работы, связанные с металлом (в том числе подковать лошадей, сделать металлические украшения на ворота, изготовить расписной сундук). На селе его уважают, потому как никто из жителей этим ремеслом не владеет. Более того, слава о его работах доходит аж до самой Полтавы. Кроме того, Вакула набожен; своей христианской верой он очень выделяется среди других жителей Диканьки, которые больше являются суеверными, чем верующими. А ещё Гоголь пишет о нём, что кузнец вполне мог считаться красавцем, «несмотря на смуглое лицо».

К чему все эти описания? А к тому, что в этом состоит основная «загадка» Гоголя в этой повести. Впрочем, загадкой, вероятнее всего, это стало только в нашей с вами современности, а люди того времени наверняка понимали, кем является Вакула. А является он, судя по всему, цыганом. В первую очередь об этом говорит, конечно же, его смуглая кожа: вряд ли люди подобного типажа встречаются среди украинцев. Во-вторых, ремесло Вакулы: немного покопавшись в украинской истории, можно заметить, что ещё со времён Богдана Хмельницкого на украинские территории активно приглашались цыгане как профессиональные кузнецы и оружейники. А любое ремесло в те времена передавалось по наследству: научиться чему-то просто так, «человеку с улицы» никогда бы не удалось. Ну а цыганская религиозность была подмечена даже «красными» комиссарами как «особо вредная черта этого народа», которую никак не удаётся вытравить. В связи с этим также становиться понятно, почему Солоха «ведьма» - она ведь тоже цыганка.

Вот такие интересные вещи можно рассмотреть, если чуть повнимательнее прочитать «сказочную» литературу. Впрочем, на истинность данная статья никоим образом не претендует. Есть лишь желание поразмышлять над вещами, кажущимися на первый взгляд непонятными. Ну и просто поразвлечь читателей.

Ксения Рудовская

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий